Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Советы дефектолога

10 простых советов от дефектолога

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Речь дошкольника

На что обратить внимание в развитии речи дошкольника?

  • Состояние звукопроизношения (ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки). Если имеются роблемы в произношении, которое не соответствует возрастным нормам, называется патологическим осноязычием (дислалия). Ребенок при нарушении произношения отличается полным неумением произносить звук или группу звуков сознательным пропуском их в своей речи.
    Чаще вызывают затруднения у детей:
    шипящие: ш, ж, щ, ч.
    свистящие: с, сь, з, зь, ц.
    сонорные звуки: р, рь, л, ль.
  • Состояние фонематических процессов (этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза, определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.).
  • Состояние грамматического строя (следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик), словоизменение (стул – стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
  • Состояние слоговой структуры слова (шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, мотоциклист и т.п.).
  • Состояние словарного запаса (следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи).
  • Состояние связной речи (основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок).

А также:

  • развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы);
  • состояние пространственных функций (умение определять "право – лево" в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях;
  • коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции);
  • состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила);
  • развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов);
  • чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

Если у Ваших детей есть речевые проблемы… это, несомненно, отразится на их развитии, усвоении учебного материала, успеваемости в школе, на письменной и устной речи.

БЕЗ ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫХ ОНИ НЕ СПРАВЯТСЯ!!

Только объединив усилия родителей, дефектолога и психолога, мы можем достигнуть положительных результатов!

Для этого необходимо:

  • Прислушиваться и следовать советам дефектолога и психолога.
  • Посещать все родительские собрания и консультации.
  • Развивать речь детей (больше читать, беседовать с ребѐнком, слушать аудиозаписи детских стихов, рассказов, сказок, посещать театры, музеи и т.д.)
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят ему Вас.
  • Внимательно вслушиваться в речь детей и поправлять дефектно произносимые слова, неправильно построенные предложения.
  • Проконсультироваться и обследоваться у врачей-специалистов: ЛОР-врача, ортодонта, невропатолога, психоневролога. При необходимости пролечить медикаментозно в соответствии с назначениями.
  • Выполнять домашние задания по рекомендации дефектолога.
  • Поощрять ребенка в общении со сверстниками.
  • Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, времени обращения к специалистам, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
  • ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ:
    Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих законных представителей (профессиональные      вредности,      наркомания, алкоголизм и курение, искусственное прерывание предшествующих беременностей, другие вредные факторы,         действие    которых    приводит    к
    физическому и нервно-психическому истощению будущих законных представителей)
    Нарушение нормального хода внутриутробного развития,    родов    (болезни    матери    во    время беременности, интоксикация плода, травмы при родах, асфиксии и др.). Заболевания и травмы в период раннего развития ребёнка (менингит, энцефалит, рахит, черепно-мозговые травмы и др.). Наличие дефектов речи у окружающих ребёнка людей   или их недостаточное   внимание к его речевому развитию.

                             Формирование правильной артикуляции
         Важную роль в формировании правильного звуко – произношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляции.
          Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, под – готовка его к постановке звуков.
      Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигается двумя путями:
Постановкой, затем тщательной отработкой отсут - ствующих или нарушенных артикуляционых движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребёнком индивидуально.
Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
 
  УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3 – 5 минут несколько раз в день:
2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные упражнения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики постепенно усложняется и расширяется за счёт вновь отобранных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками и т. д.
 ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
 I. Упражнения для челюстей
1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 – 15 сек.
2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
3. То же в быстром темпе.
4. Лёгкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
5. Движение нижней челюсти вправо-влево.
 II. Упражнения для губ
6. "Улыбка" – растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
7. То же с сомкнутыми губами и зубами.
8. "Трубочка" ("Хоботок") – вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты).
9. Попеременное выполнение "Улыбки" и "Трубочки".
10. Вращательные движения губами.
11. Втягивание нижней губы внутрь рта.
 III Упражнения для языка
(выполняются с широко раскрытым ртом
и при неподвижной нижней челюсти):
12. "Болтушка" – движение языка вперёд – назад.
13. "Часики" – движение языком вправо – влево.
14. "Качели" – движение языком вверх – вниз.
            а) к верхней – нижней губе;
            б) к верхним – нижним зубам;
            в) к верхним – нижним альвеолам.
15. Круговые движения языком:
            а) по губам;
            б) по зубам в преддверии рта;
            в) за зубами.
16. "Лошадки" – щелканье языком.
17. "Лопатка" – широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10 – 15 сек. (при напряжении похлопать по языку ватной палочкой или пошлёпать губами).
18. "Иголочка" – узкий напряжённый язык высунуть далеко вперёд и удержать 10 – 15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем).
19. Попеременное выполнение "Лопатки" и "Иголочки".
20. "Желобок" ("Трубочка") – высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх.
21. "Чашечка" ("Ковшик") – широкий язык поднят кверху:
            а) к верхней губе;
            б) к верхним зубам;
            в) к верхним альвеолам.
22. "Грибок" – язык широкий, присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.
24. «Гармошка» - удерживать язык в положении «Грибок» и, не отрывая языка от нёба, закрывать и открывать рот.
 Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребёнок уже в значительной степени овладевает речью, она ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики артикуляционного аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребёнок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 - 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и законные представители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Взрослые разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо»; «Машенька будет ням-ням»; «Давай наденем колготоськи»), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.
 В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з - песенка комара, с - песенка водички, ж -жужжание жука, пчелы, р - работа мотора самолета, автомобиля, ш -шипение сердитого гуся и т. п.)
Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са-са-са -хитрая лиса»; « Ра-ра-ра - высокая гора»; «Ку-ку-ку - кукушка на суку» и др.)
Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают,как часики; мяукают, как кошки и т. п. Дети с удовольствием повторяют как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленькийКОЛОКОЛЬЧИК (ДЗИНЬ-ДЗИНЬ), бОЛЬШОЙ КОЛОКОЛ (ДОН-ДОН-ДОН).
Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

Раздзелы сайта