Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Саветы псіхолага

Учителя и современный профессиональный вызов в изменившихся условиях жизни

Сегодня активно распространяются тревожные новости о коронавирусной инфекции. Сенсационные заголовки, сеющие панику, гипотезы и ложная информация только подливают масла в огонь.

В непростой ситуации оказались школьные учителя: дети находятся на каникулах, но каникулы закончатся и необходимо будет дальше проводить занятия по программе. Для учителей это своеобразный профессиональный вызов — нужно адаптироваться к новым условиям, находить какие-то решения и варианты. И, конечно же, не забывать в этой ситуации о себе.

Первое, что важно сделать — научиться замечать разницу между полезной и вредной тревогой.

Чтобы не заболеть, важно следить не только за своим физическим состоянием, но и за психологическим здоровьем.

Полезная тревога — это оправданный уровень беспокойства, который поощряет нас принимать разумные меры предосторожности. Вредная — постоянные размышления об угрозах и худших вариантах развития событий. Она провоцирует ощущение беспомощности и панику.

Гипербдительность часто не защищает, а вредит, а стресс ослабляет иммунную систему и делает человека уязвимым. Важно напоминать себе об этом и учиться вовремя останавливать вредную тревогу.

Следить за своим физическим состоянием, узнавать новости и соблюдать правила гигиены полезно, но, если зациклиться на этих действиях, стресс и беспокойство только вырастут.

Поддерживайте других.

Когда вам кажется, что жизнь вышла из-под контроля, улучшить собственное психическое состояние может забота о близких, друзьях и соседях. Если не можете помочь офлайн — поддержите людей на расстоянии. Во время самоизоляции важно делать все возможное, чтобы оставаться на связи. Когда мы поддерживаем друг друга, у нас появляется ощущение цели.

Даже если вы временно работаете из дома, не забывайте и о коллегах, о своем профессиональном сообществе, в котором вы также можете получить поддержку и оказать ее.

Обсудите изменившиеся обстоятельства жизни с детьми в школе: в формате он-лайн беседы или офлайн.

Такой разговор может поддержать как педагога, так и детей. Дети любят, когда с ними говорят открыто и честно, это помогает снизить и их уровень тревоги. Говорите на языке, соответствующем возрасту детей, следите за их реакцией и будьте чувствительны к их беспокойству. Вместе обсудите дальнейший формат обучения, проговорите, какие изменения будут внесены в связи с пандемией.

 

Актуализируйте прошлый положительный опыт.

Да, сейчас вам очень тревожно. Но трудности были и раньше, вспомните, что помогало справляться? Вы уже не раз болели и выздоравливали, проанализируйте, что вы для этого делали? Подумайте, какими формами обучения вы владеете, и какие из них могут быть использованы в сложившихся условиях. Важно стабилизировать состояние так, чтобы за паникой и страхами увидеть широкое поле возможностей и плюсы собственного опыта.

Помогите себе адаптироваться к изменившимся условиям

Что мы делаем, когда на улице слишком солнечно? Надеваем солнцезащитные очки. Также и в новых условиях: подумайте, какие инструменты помогут вам справиться? Разработайте подробный план ваших действий на этот период, который позволит вам справиться с профессиональными задачами, наладить контакт с учениками и сохранить своё здоровье.

Разработано Республиканским центром психологической помощи.

 

Рекомендации для учителей

Следует помнить, что ребенку до 7 лет в принципе тяжело неподвижно сидеть и заниматься монотонным делом более 10–15 минут — ему необходима физическая активность, количество которой снижается на 60–40% при поступлении в школу.
30-минутный урок шестилеток должен состоять из разнообразных типов деятельности (например, работа в прописи, потом обсуждение, чтение вслух и т.д.) и прерываться физкультминуткой.
Легко отвлекающихся детей, склонных витать в облаках, лучше сажать поближе к доске, время от времени обращаться к ним с вопросом. Если ребенок не может сразу включиться в работу, то, давая учащимся задание, следует специально обращаться к этому ученику (например: «Все читают упражнение, и Коля тоже»).
Подбадривания и поощрения даже минимальных достижений позволяют повысить заинтересованность учащегося в успешном выполнении задания, а следовательно, улучшить качество его внимания.
Нарушения внимания могут быть связаны с особенностями развития ребенка (имеются в виду различные органические нарушения). В таком случае ребенок физически не способен долго пребывать в состоянии сосредоточенности — его мозг просто «отключается» на время, не в силах справиться с напряжением. Такие дети часто жалуются на головные боли, им требуется щадящий режим, свежий воздух и спокойная обстановка. В этом случае необходимо рекомендовать консультацию психолога или нейропсихолога.

Рекомендации психолога для педагогов в период подготовки учащихся к экзаменам

  • Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
  • Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
  • Помогайте избежать ошибок. Поддерживайте выпускника при неудачах.
  • Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
  • Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот,    оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
  • Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности - это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности    умственной деятельности.

Отклонения в поведении подростков

Методы
В работе с подростками отклоняющегося поведения мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но ниболее эффективными считаем следующие:
Метод переубеждения (предоставление воспиатнникам убедительных аргументов, включение их в критичекий анализ своих поступков);
Метод переключения (занятие подростка трудом, учебой. Спортом. Новой общественной деятельностью).
Формы
Групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы встречи, лекции, ролевые игры
Психогимнастика, просмотр и обсуждение видеофильмов, индивидуальные консультации, тесты, экскурсии, экспедиции, конкурсы, праздники, родительские лектории, военно-спортивные мероприятия
В последнее время для Беларуси злоупотребление несовершеннолетними психоактивными веществами, а так же безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется, даже может измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними даже к противоправным действиям.
Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы, считают себя неудачниками. Эта группа несовершеннолетних, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется большой склонностью к злоупотреблению ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений.
Причины порождающие различные формы отклонений:
 - Социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
 - Глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.;
 - Отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы, акцентуации характера и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства;
 - Отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
 - Безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные

Общие признаки суицидального риска

(информация для педагогов, родителей)

1.Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
2.Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.
3.Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.
4.Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.
5.Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
6.Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
7.Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
8.Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
9.Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.
10.Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, оставление боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

                            

Конфликт. Что следует знать педагогу

  • Конструктивное решение конфликтных ситуаций — необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
  • Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
  • Если ученик бросил вызов учителю, значит, у него есть на это причина.
  • Каждая конфликтная ситуация - острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.
  • Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
  • Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.

Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!

Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения.

  1. Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
  2. Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
  3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
  4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
  5. Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
  6. Предупредительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.

Профилактика конфликтов в ученическом коллективе.

Можно значительно уменьшить количество конфликтов в ученическом коллективе, если заниматься формированием межличностных отношений в классе, организацией общения детей.

Для этого педагогам необходимо:

  • изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
  • определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуации успеха»;
  • организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
  • формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
  • организовать проведение игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.

 

Раздзелы сайта