Учителя и современный профессиональный вызов в изменившихся условиях жизни
Сегодня активно распространяются тревожные новости о коронавирусной инфекции. Сенсационные заголовки, сеющие панику, гипотезы и ложная информация только подливают масла в огонь.
В непростой ситуации оказались школьные учителя: дети находятся на каникулах, но каникулы закончатся и необходимо будет дальше проводить занятия по программе. Для учителей это своеобразный профессиональный вызов — нужно адаптироваться к новым условиям, находить какие-то решения и варианты. И, конечно же, не забывать в этой ситуации о себе.
Первое, что важно сделать — научиться замечать разницу между полезной и вредной тревогой.
Чтобы не заболеть, важно следить не только за своим физическим состоянием, но и за психологическим здоровьем.
Полезная тревога — это оправданный уровень беспокойства, который поощряет нас принимать разумные меры предосторожности. Вредная — постоянные размышления об угрозах и худших вариантах развития событий. Она провоцирует ощущение беспомощности и панику.
Гипербдительность часто не защищает, а вредит, а стресс ослабляет иммунную систему и делает человека уязвимым. Важно напоминать себе об этом и учиться вовремя останавливать вредную тревогу.
Следить за своим физическим состоянием, узнавать новости и соблюдать правила гигиены полезно, но, если зациклиться на этих действиях, стресс и беспокойство только вырастут.
Поддерживайте других.
Когда вам кажется, что жизнь вышла из-под контроля, улучшить собственное психическое состояние может забота о близких, друзьях и соседях. Если не можете помочь офлайн — поддержите людей на расстоянии. Во время самоизоляции важно делать все возможное, чтобы оставаться на связи. Когда мы поддерживаем друг друга, у нас появляется ощущение цели.
Даже если вы временно работаете из дома, не забывайте и о коллегах, о своем профессиональном сообществе, в котором вы также можете получить поддержку и оказать ее.
Обсудите изменившиеся обстоятельства жизни с детьми в школе: в формате он-лайн беседы или офлайн.
Такой разговор может поддержать как педагога, так и детей. Дети любят, когда с ними говорят открыто и честно, это помогает снизить и их уровень тревоги. Говорите на языке, соответствующем возрасту детей, следите за их реакцией и будьте чувствительны к их беспокойству. Вместе обсудите дальнейший формат обучения, проговорите, какие изменения будут внесены в связи с пандемией.
Актуализируйте прошлый положительный опыт.
Да, сейчас вам очень тревожно. Но трудности были и раньше, вспомните, что помогало справляться? Вы уже не раз болели и выздоравливали, проанализируйте, что вы для этого делали? Подумайте, какими формами обучения вы владеете, и какие из них могут быть использованы в сложившихся условиях. Важно стабилизировать состояние так, чтобы за паникой и страхами увидеть широкое поле возможностей и плюсы собственного опыта.
Помогите себе адаптироваться к изменившимся условиям
Что мы делаем, когда на улице слишком солнечно? Надеваем солнцезащитные очки. Также и в новых условиях: подумайте, какие инструменты помогут вам справиться? Разработайте подробный план ваших действий на этот период, который позволит вам справиться с профессиональными задачами, наладить контакт с учениками и сохранить своё здоровье.
Разработано Республиканским центром психологической помощи.
Рекомендации для учителей
Следует помнить, что ребенку до 7 лет в принципе тяжело неподвижно сидеть и заниматься монотонным делом более 10–15 минут — ему необходима физическая активность, количество которой снижается на 60–40% при поступлении в школу.
30-минутный урок шестилеток должен состоять из разнообразных типов деятельности (например, работа в прописи, потом обсуждение, чтение вслух и т.д.) и прерываться физкультминуткой.
Легко отвлекающихся детей, склонных витать в облаках, лучше сажать поближе к доске, время от времени обращаться к ним с вопросом. Если ребенок не может сразу включиться в работу, то, давая учащимся задание, следует специально обращаться к этому ученику (например: «Все читают упражнение, и Коля тоже»).
Подбадривания и поощрения даже минимальных достижений позволяют повысить заинтересованность учащегося в успешном выполнении задания, а следовательно, улучшить качество его внимания.
Нарушения внимания могут быть связаны с особенностями развития ребенка (имеются в виду различные органические нарушения). В таком случае ребенок физически не способен долго пребывать в состоянии сосредоточенности — его мозг просто «отключается» на время, не в силах справиться с напряжением. Такие дети часто жалуются на головные боли, им требуется щадящий режим, свежий воздух и спокойная обстановка. В этом случае необходимо рекомендовать консультацию психолога или нейропсихолога.
Рекомендации психолога для педагогов в период подготовки учащихся к экзаменам
- Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
- Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
- Помогайте избежать ошибок. Поддерживайте выпускника при неудачах.
- Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
- Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
- Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности - это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
Отклонения в поведении подростков
Методы
В работе с подростками отклоняющегося поведения мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но ниболее эффективными считаем следующие:
Метод переубеждения (предоставление воспиатнникам убедительных аргументов, включение их в критичекий анализ своих поступков);
Метод переключения (занятие подростка трудом, учебой. Спортом. Новой общественной деятельностью).
Формы
Групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы встречи, лекции, ролевые игры
Психогимнастика, просмотр и обсуждение видеофильмов, индивидуальные консультации, тесты, экскурсии, экспедиции, конкурсы, праздники, родительские лектории, военно-спортивные мероприятия
В последнее время для Беларуси злоупотребление несовершеннолетними психоактивными веществами, а так же безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется, даже может измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними даже к противоправным действиям.
Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы, считают себя неудачниками. Эта группа несовершеннолетних, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется большой склонностью к злоупотреблению ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений.
Причины порождающие различные формы отклонений:
- Социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
- Глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.;
- Отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы, акцентуации характера и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства;
- Отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
- Безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные
Общие признаки суицидального риска
(информация для педагогов, родителей)
1.Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
2.Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.
3.Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.
4.Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.
5.Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
6.Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
7.Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
8.Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
9.Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.
10.Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, оставление боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.
Конфликт. Что следует знать педагогу
- Конструктивное решение конфликтных ситуаций — необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
- Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
- Если ученик бросил вызов учителю, значит, у него есть на это причина.
- Каждая конфликтная ситуация - острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.
- Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
- Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.
Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!
Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения.
- Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
- Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
- Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
- Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
- Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
- Предупредительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.
Профилактика конфликтов в ученическом коллективе.
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в ученическом коллективе, если заниматься формированием межличностных отношений в классе, организацией общения детей.
Для этого педагогам необходимо:
- изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
- определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуации успеха»;
- организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
- формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
- организовать проведение игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.